Обратно, на главную. ОТЧЕТ

 

 

ОТЧЕТ

о водном туристcком путешествии

по реке Кутсайоки.

 

 

Район:         нагорье Манселькя Кольского полуострова.

Маршрут:   г. Кандалакша - пос. Алакуртти - оз. Пюхяярви -

р. Кутсайоки  - р. Тунтсайоки - р. Тумча -

Иовское водохранилище -

пос. Зареченск – г. Кандалакша.

Протяженность активной части:      181 км.

Способ передвижения:

сплав на двух катамаранах-4

Заявленная категория сложности:    IV к.с.

Время проведения:        с 28 июля по 11 августа 2002 г.

Количество ходовых дней:    11

Количество дневок:       1

Основные препятствия на маршруте:

 

р. Кутсайоки

пороги "Сомнительный" (IV к.с.), "Муравей" (III к.с.), “БСТ” (IV к.с.),  вдп. "Оба-На" (VI к.с.),  вдп. “Маманя” (н/п), пороги"Тесный" (IV к.с.),  "Ступенька" (III к.с.), "Водопадный" (IV к.с.)

р. Тунтсайоки

пороги "Котел" (IV к.с.)

р. Тумча

пороги "Карниз" (IV к.с.), Змея (II к.с.), "Шляпа" (IV к.с.)

 

Количество участников путешествия:       9

 

Руководитель похода:            Божева Инна Михайловна

 

 

Водное туристское путешествие

IV категории сложности

по Кольскому полуострову

р.Кутсайоки - р.Тунтсайоки

- р.Тумча - Иовское вдхр.

 

Руководитель И.М. Божева

 

 

 

Обнинский клуб туристов.

 

2002 г.

 

 



Содержание

                                                                                  

 

Сведения о районе путешествия.                           

 

Состав группы и распределение по средствам сплава.                                                               

 

      Общегеографическая и туристская характеристика района.

 

      Общая характеристика реки.

 

Подходы и выходы с маршрута.  

 

      Заброска.

 

      Выход с маршрута.

 

      Аварийный сход с маршрута.

 

     Запасной вариант прохождения маршрута.        

 

 

Техническое описание.

 

График движения.     

 

      Описание препятствий на маршруте.

 

       Лоция маршрута.      

 

           Кутсайоки.   

 

           Тумча

Дополнительные сведения о походе.                                                        

 

      Смета похода.                                                                                       

 

      Список снаряжения.                                                                             

 

      Питание в походе.                                                                                 - секрет

 

      Расписание средств сообщения по станции Кандалакша.

 

 

 

Итоги путешествия, выводы, рекомендации.                               

 

Cписок литературы                             

 

 



Вверх.

Сведения о районе путешествия.

 

Общегеографическая и туристская характеристика района.

 

Маршрут нашего путешествия проходил по территории Мурманской области и Республики Карелия (на границе Карелии и южной части Кольского полуострова). Нагорье Манселькя, по которому проложена основная часть маршрута, находится за полярным кругом и относится к южной части Кольского полуострова. Кольский полуостров – это полуостров на северо-западе Европейской части России, входит в Мурманскую область. На севере омывается водами Баренцева моря, на юге и востоке – Белого. Западной границей Кольского полуострова принимается меридиональная впадина, протянувшаяся от Кольского залива по долине р. Колы, оз. Имандра и р. Неве до Кандалакшского залива. Протяжённость Кольского полуострова с севера на юг около 300 км, с запада на восток – около 400 км. Площадь ­ около 100000 км2. Местоположение определяет природные особенности района: продолжительная зима, половодье в конце мая - в начале июня, короткое (с середины июня до середины августа) лето. Летом здесь белые ночи. Погода в этот период неустойчивая, преобладают пасмурные и дождливые дни, но в иные года может быть солнечно и сухо. Средняя температура июля +15о С. Реки южной части Кольского полуострова и северной Карелии относятся к бассейну Белого моря. Они порожисты. Встречаются водопады (несомненно, два самых красивых и мощных водопада в этом районе на р. Кутсайоки). Это связано со стойкостью местных кристаллических пород процессам эрозии. Очень развита гидрографическая сеть: множество болот и озер, замкнутых и соединенных протоками в огромные системы. Реки этого района имеют преимущественно дождевое питание. Сток рек регулируется озерами, из-за чего дождевые паводки слабо выражены и растянуты во времени. В реках водится рыба (хариус, кумжа, щука, плотва и др.). Есть ягоды (морошка, черника, голубика, брусника, клюква и др.) и грибы. Растительность типично таежная (ель, сосна, береза), сопки невысокие, покатые, до вершин поросшие лесом. Район путешествия населен слабо, особенно вдали от Мурманской железной дороги и крупных рек и озер.

 

Общая характеристика реки.

 

Протяженность р. Кутсайоки около 84 км, расход воды в истоке около 25 м3/с. Реку условно можно разделить на три участка: верхний участок (оз. Юрхямяярви - оз. Пюхяярви) имеет уклон до 10 м/км (в каньонах до 20 м/км); средний участок (оз. Пюхяярви - деревянный автомобильный мост) имеет уклон до 5 м/км (основное падение приходится на пороги - водопады "Оба-На" и "Маманя"), препятствия разделены плесами; нижний участок имеет уклон 2-3 м/км и состоит из отдельных порогов, разделенными многокилометровыми плесами. Оставшийся участок маршрута, проходящий в нижнем течении р. Тунтсайоки и р. Тумча, имеет уклон, аналогичный нижнему участку р. Кутсайоки. Расход воды в р. Тумча в устье 40-50 м3/с. Длина участка от впадения р. Кутсайоки до оз. Тумчаозеро около 35 км. Участок маршрута, проходящий по Иовскому водохранилищу до пос. Зареченска, составляет приблизительно 60 км.

 

 



Вверх.

Состав группы и распределение по средствам сплава.

 

 

 

Катамаран-4

Божева Инна Михайловна

1969 г.р.

Обнинск

Тунгуда IIIр.

руководитель

Божев Юрий Вячеславович

1964 г.р.

Обнинск

Н.Кураган-Катунь Vу.

штурман

Четвериков Алексей Валентинович.

1960 г.р.

Калуга

Умба IIу.

рыбак

Матюшина Ирина Львовна

1969 г.р.

Обнинск

Тунгуда IIIу.

начпрод

 

 

 

 

Катамаран-4

Ползунов Станислав Владимирович

1971 г.р.

Москва

Никадимка-Кожа IIIу.

штурман

Горбачев Вячеслав Михайлович

1970 г.р.

Обнинск

Тунгуда IIIу.

ремнабор

Марченко Галина Львовна

1967 г.р.

Москва

Тунтсайоки - Тумча IIIу.

аптечка

Ползунова Татьяна Юрьевна

1969 г.р.

Москва

Никадимка-Кожа IIIу.

фотограф

Исаченко Дмитрий Михайлович

1966 г.р.

Обнинск

Тунгуда IIIу.

видео

 

 

 

 



Вверх.

Техническое описание.

 

Описание препятствий на маршруте.

 

Маршрут начинается с северной части озера Пюхяярви. С северо-запада в это озеро впадает приток Онтонйоки, который пересекается дорогой. В районе моста через приток есть хороший подъезд к озеру. На берегу Пюхяярви есть удобное место для строительства.

Сплав по озеру занял у нас около 5 часов. Удобное место для стоянки есть почти сразу, через 15 минут хода. Далее по берегам в течение 2 часов  хороших мест для стоянок нет.

 

 Препятствие 1. “Сомнительный” IV к.с.

Через 30 мин. сплава после выхода из озера Пюхяярви расположен порог "Сомнительный" – один  из сложных порогов на маршруте. Ориентир порога – сужение русла до 8 м, скальный правый берег, дорожный знак "Прочие опасности" ("восклицательный знак") на левом берегу. Длина порога 30 м. Порог представляет собой три ступени, высотой соответственно 1,5 м, 2 м и 1 м. Первая ступень – слив водопадного типа с мощной бочкой. Справа слив почти вертикальный, слева – более пологий с навалом на плиту левого берега. У левого берега подводная гряда камней. На выходе из первой ступени – сильный прижим к скале правого берега. Вторая ступень – пологий слив с бочкой, за которой через 10 м резкий поворот вправо на 90˚ с прижимом к скале левого берега. Через 5 м – третья ступень, расположенная на левом крутом повороте. Представляет собой слив через обливные камни с навалом на правый берег.

Вещи обнесли по тропе на левом берегу. Страховка спасконцами с левого берега. Оба катамарана проходили сливы первой и второй ступеней по центру. Третью ступень – у левого берега, т.к. не успевали отгрести вправо. Проход последней ступени в высокую воду (как было с нами) в принципе безразлично у какого берега проходить. Первый катамаран после второго слива, чтобы не налететь на скалу правого берега сделал левый разворот с уходом из струи. Второй катамаран прошел без разворота.

 

Препятствие 2. “Муравей” III к.с.

Через 300 м плеса порог "Муравей", длиной около 70 м. Перепад около 3 м. Ориентир порога – лесистый остров. Правая протока забита камнями, основная – левая. Порог представляет собой "горку" с 1,5 м сливом с бочкой на выходе. Перед сливом прижим к скале правого берега.

Проходили катамаранами вдоль левого берега, уходя от обливных камней в середине "горки" и от прижима к правому берегу на выходе. Второй катамаран навалило на скалу левого берега и развернуло.  И вторую часть порога он прошел реверсом. Страховка спасконцами с левого берега. Обнос вещей по левому берегу, но мы не обносили. За порогом хорошая стоянка на левом берегу.

 

 Препятствие 3. “БСТ”  IV к.с.

Через 500 м плеса порог "БСТ". Длина порога около 150 м, перепад около 2 м. Ориентир – русло перегорожено грядой камней с узким проходом под скалой левого берега. Порог начинается S-образным участком, далее слив около 1 м, за которым русло разбивается на несколько проток. Основная – левая, выход из которой осложнен навалом на "жандарм" в центре русла с прижатым к нему бревном, практически перекрывающим выход из протоки. На "жандарм" следует обратить особое внимание в большую воду, так как вследствие его "рюмкообразной" формы образуется сильный, но малозаметный подсос, представляющий большую опасность. После S-образного участка есть возможность уйти из струи вправо под правый берег и дальше вдоль берега. В малую воду проход под правым берегом невозможен. Оба катамарана без проблем ушли из струи и прошли вторую часть под правым берегом, не подвергая себя опасности быть затянутыми под “жандарм”.

Страховка спасконцами с правого берега. Вещи обнесли по правому берегу и встали на ночлег в верхней части порога. В конце порога на правом берегу есть еще одно оборудованное место для стоянки, но оно было занято. Через 200 метров на высоком левом берегу перед водопадом “Оба-На” также есть место для стоянки.

 

 Препятствие 4. “Оба-На”  V к.с.

В 200 м от порога "БСТ" расположен водопад "Оба-На". Ориентир водопада - знак "Въезд запрещен" ("кирпич") на левом берегу. Осмотр по правому и левому берегу, обнос по правому берегу. Водопад представляет собой в левой части водоскат длиной 30 м, в правой части – мелководный вертикальный слив в "чашу", выход из которой – узкая щель (около 1,5 м) в гряде камней. Общий перепад порога около 11 м. При большой воде проходится катамараном. Заход – вплотную к левому берегу. На входе два косых вала. Первый сбивает вправо в вертикальный слив, второй – влево.

В середине водоската под скалой левого берега коварная бочка. При попадании в нее левым баллоном катамаран может развернуть полулагом. В нижней части водоската навал на выступ скалы левого берега. Затем на выходе обливной камень в центре. Водоскат заканчивается проносной бочкой.

Мы обнесли катамараны по правому берегу. Загрузили катамараны и первый кат только с 8-й попытки смог выскочить из улова на быструю воду – обраткой его заносило в заводь. Второму катамарану выход удался со 2-й попытки.

 

 Препятствие 5. “Маманя”  н/п

Через 400 м плеса водопад "Маманя". Перепад около 20 м. Считается непроходимым. Представляет собой также водоскат, но более крутой, чем водопад "Оба-На". На выходе струя бьет в скалу левого берега, образуя при этом мощный котел под ней. Обнос по левому берегу внизу. Поверху тропы нет. Спуск крутой и осложнен мокрыми от водяной пыли камнями. В нижней (над котлом) части для безопасности можно навесить перила (около 30 м). Под водопадом ловится рыба и неплохая стоянка. Пока мужчины носили катамараны, женщины приготовили обед. 

 

Препятствие 6. “Тесный”  IV к.с.

Через 40 мин сплава расположен порог "Тесный". Ориентир порога – скальный левый берег и резкое сужение русла до 15 м. Порог представляет собой два последовательных слива. Первый слив разбит большим камнем на две части. Через 15 м камень, вновь разбивающий струю на 2 части. Проход возможен правым сливом. После 2-х сливов русло опять разбивается на две протоки “мышеловкой” из камней в центре. Проход возможен обоими протоками, но правую перегораживает небольшой (0,5 м), но очень неудобный камень. Если на него наскочить, то струя сносит катамаран в “мышеловку”. При нашем осмотре два катамарана-2 из других групп попадали в “мышеловку”. Сидели там от 5-ти до 10-ти минут. Мы решили последнюю часть проходить под левым берегом. Первый катамаран налетел левым углом рамы на камень – отскочил, затем свалился в слив и правым бортом наехал на правую стенку. За счет этого его вынесло из струи под левый берег, и катамаран благополучно завершил прохождение. Второй катамаран прошел порог без помарок. Длина порога около 50 м. Перепад около 2 м.

 На правом берегу хорошая стоянка, на которой мы и встали на ночлег.

 

 Препятствие 7 - 13. Локальные шиверы  I-II к.с.

Вышли утром. После “Тесного” далее 1 час сплава по плесам с мелководными перекатами и шиверами до дороги и остатков деревянного моста. В районе моста по левому берегу неплохие места для стоянок. От моста 40 мин сплава по плесам.

 

 Препятствие 14. Мощная шивера  II к.с.

На выходе из озерка протяженная и достаточно сложная из-за обилия камней шивера. Длина около 250 м.

Осмотрели по правому берегу и наметили общую линию движения – сначала по центру, а затем под левым берегом. Страховка с воды.

 

 Препятствие 15. Несложный порог  II к.с.

Через 1,5 часа сплава – несложный порог, длиной 20 м. Перепад 1 м. Шли с осмотром с воды.

 

 Препятствие 16. “Ступенька”   III к.с.

Через 300 м за поворотом порог "Ступенька". Начинается разгонной шиверой (около 100 м), после которой есть плес – единственное возможное место для подхода к правому берегу перед порогом. Далее у левого берега крутой основной слив, высотой около 1 м. Возможно прохождение у правого берега, но этот вариант требует сложной лавировки между камнями. Порог заканчивается мелководным участком (около 300 м).

Основную часть порога катамараны проходили у левого берега. Страховка спасконцом в улове у правого берега перед сливом. Осмотр по правому берегу. Вещи обносить не стали. В начале, середине и в конце порога по правому берегу хорошие места для стоянки. В конце порога встали на обед.

 

 Препятствие 17 - 19. Три шиверы  II к.с.

Через 30 мин сплава расположены три шиверы с небольшим интервалом друг за другом. Прошли без осмотра.

 

 Препятствие 20. “Малый каньонный”  II к.с.

Через 1 час сплава по плесам расположен порог "Малый каньонный" или “Струя”. Ориентир – сужение русла, скальные стенки до 5 м. Осмотр по левому берегу. Порог представляет собой серию валов и сливов. Длина порога 100 м. Перепад 1,5 м. Катамараны прошли по центру, ближе к левому берегу. Очень хороший порог для катанья – простые валы – не нужно лавировать. В конце порога отличная стоянка на левом берегу, но она оказалась занятой. Прошли еще 200 метров и встали на правом берегу в месте впадения ручья. Стоянка не очень удобная, но кострище и места под палатки есть. Оба катамарана немного стали сдувать на один баллон. Искали дырки и клеились до 2 часов ночи.

 

 Препятствие 21 - 23. Мелководные шиверы I-II к.с.

Вышли в 12.00 и после 2 час сплава по плесам – мелководный перекат у разрушенного деревянного моста, затем шивера.

 

 Препятствие 24. Локальный порог II к.с.

Через 20 мин сплава - несложный порог с двумя протоками, образованными островом. Много гладких плит и полуобливных камней. Левая протока более крутая. Правая представляет собой пологий слив. Длина порога около 50 м. Перепад около 1,5 м. Шли по правой протоке.  В конце порога хорошая стоянка – устроили обед.

 

 Препятствие 25. “Водопадный” IV к.с.

Через 100 м порог "Водопадный". Состоит из трех ступеней. Заход в первую ступень под левым берегом. Но можно по S-образной траектории от центра к правому берегу, затем опять в центр через пологий слив, высотой 1 м. Кульминация порога – водяная горка, длиной около 10 м, с крутым валом на входе. В конце горки мощная бочка. Через 10 м слив высотой 1 м с бочкой. В большую воду бочка может представлять серьезную опасность. Длина ступени около 100 м. Общий перепад около 8 м. Осмотр и обнос вещей по правому берегу. Катамараны заходили вторым вариантом. Страховка с правого берега спасконцами после водяной горки и за сливом с бочкой.  Оба катамарана прошли без проблем и за 2-й бочкой зачалились.

Вторая ступень расположена в 100 м от первой. Длина около 15 м. Перепад около 2 м. Заход в ступень ближе к правому берегу по S-образной траектории. Страховка спасконцом с правого берега. Через 20 м расположена третья ступень. Вход с воды плохо виден. Осмотр показал, что нужно заходить по центру. Длина ступени 20 м, перепад около 2,5 м. Проходили центральным сливом по краю косого вала справа от гряды камней. На выходе бочка. За ней мелководный перекат по всему руслу. Страховка спасконцом с гряды камней в центре русла. На правом берегу несколько хороших стоянок.

 

 Препятствие 26. “Лесенка” II к.с.

После 40 мин сплава несложный порог “Лесенка”

Проходили без осмотра по основной струе.

 

 Препятствие 27. “3 протоки” II к.с.

Еще через 30 мин – порог “3 протоки”. Полностью оправдывает свое название. Рекомендуется осмотреть и оценить, по какой протоке лучше пройти. Особенно это актуально в малую воду. Мы прошли осмотром с воды по левой протоке. Через 20 мин после порога вошли в р. Тумчу. Повернув налево, через 15 мин поднялись против течения к порогу "Котел" и поставили лагерь. Хорошее оборудованное место для стоянки и для бани. Стояла всего одна группа. Встали на самом высоком месте слева от порога. На следующий день дневка с баней. Понаехало несметное количество групп. За последние места была настоящая гонка на судах.

 

 Препятствие 28. “Котел”  IV к.с.

Длина порога 100 м, перепад 2,5 м. Интересен в техническом отношении.  На входе слив с гряды камней через все русло, высотой 1,5 м. Основная струя – вдоль левого берега. Здесь слив чистый. Под сливом мощная косая бочка, сбивающая к левому берегу. Далее выходная шивера 80 м с камнями в русле. Страховка спасконцами с левого берега. Несколько раз проходили по основному сливу совсем близко около левого берега. При прохождении катамараны сильно тормозит  в косой бочке. Если проходить на 1.5-2 метра правее к центру, все становится намного проще.

 

Препятствие 29. “Ночной”  II  к.с.

Вышли в 11.30 и через 40 мин хода несложный порог “Ночной”.

Шли сходу у правого берега.

 

 Препятствие 30. “Карниз”  IV  к.с.

Через 5 мин сплава – порог "Карниз". Ориентир порога - скальный остров, делящий русло на 2 рукава. Осмотр возможен с обоих берегов и с острова в центре. Прохождение левой протокой осложнено из-за камней на выходе. В правой протоке на входе большой камень. Заход возможен как слева, так и справа от него. С левой стороны (между камнем и островом) на входе косой вал. Далее прижим к острову. С правой стороны от камня серия косых валов сбрасывающих в центр. Затем основной слив (около 1,5 м) с бочкой. Далее шивера около 150 м. В ней подводная плита через все русло, образующая перепад 0,5 м. На выходе скальное сужение до 15 м с косыми валами. Общая длина порога 300 м, перепад около 5 м.

Заходили в порог справа от камня и дальше по основному сливу вдоль острова. Страховка спасконцами и катамараном за бочкой. Обнос вещей по тропе левого и правого берега. На левом берегу хорошие оборудованные стоянки.

 

 Препятствие 31. “Каньонный”  II к.с.

Через 1 час сплава по плесам расположен порог "Каньонный". Ориентир порога – высокая скала с левого берега. На высоком левом берегу отличная стоянка, но далеко до воды. А смотреть сверху вниз – дух захватывает. Длина порога 300 м. Валы. Можно проходить без осмотра с взаимной страховкой.

 

 Препятствие 32. “Змея” Ш  к.с.

Сразу за левым поворотом расположен порог “Змея”. Река петляет, высокие валы. Вначале небольшой навал к левому берегу, затем струя поворачивает и прижимает к правому берегу.

Шли по центру, уходя от прижимов.

 

Препятствие 33. “Шляпа”  IV  к.с.

Через 10 мин хода большой остров, в левой (основной) протоке которого расположен порог "Шляпа". Длина порога 100 м. Осмотр и страховка по левому берегу. Порог расположен на S-образном повороте реки и начинается сливом через все русло. Основная струя идет вдоль правого берега через косые валы, образуя прижим к скале. После скалы река резко поворачивает вправо, создавая опасность прижима к камням левого берега. Проходили  под самым левым берегом. Делали поворот на 90˚ вправо, сплавлялись лагом и по основной струе выстреливали под правый берег.

 Через несколько километров река незаметно впадает в Иовское водохранилище, образованное плотиной ГЭС в пос. Зареченск.

При входе в озеро возникло несколько спорных моментов по поводу дальнейшего движения группы, так как река сильно петляет и образует несколько глубоких заливов. Выручало наличие хорошей карты и компаса. По озеру шли вдоль левого берега.  Встали на острове  – много щуки,  грибов, черники.

Прошли по озеру до поворота на Зареченск и встали на левом берегу.

Завершили водную часть похода перед поселком Зареченск на правом берегу у деревянного причала. Места грязные, но при необходимости можно приготовить пищу и встать на ночевку.

 



Вверх.

Подходы и выходы с маршрута.

 

Заброска.

 

Внимание!

 Маршрут проходит в погранзоне. Поэтому с собой необходимо иметь маршрутные документы и паспорта – обязательно.

 

Время в пути от г. Москвы до г. Кандалакши 30 часов для скорого поезда N 112. Отправление из Москвы в 1 час17 минут. Прибытие в Кандалакшу в 8 часов 30 минут.

По прибытии в Кандалакшу можно действовать по-разному: заброситься сразу на Кутсайоки грузовиком (легковушка  по лесу не проедет) или легковушками в Алакуртти, а там искать местный грузовик.

I вариант:

Лучше заранее заказать грузовик, который сразу довезет до места, к тому же это несколько дешевле. Заранее, примерно за неделю до выхода на маршрут, звоните (81533) 3-21-82 Рыбалову Валерию (сын Михаил). Валерий встретит вас на привокзальной площади. У него ЗИЛ-131 с кунгом. Входит человек 15 - 17 с вещами. Мы созвонились заранее. Он отвез нас до места по 200 рублей с человека. По времени это заняло 3,5 часа, включая проверку документов на пограничном посту.

II вариант:

 На привокзальной площади стоянка такси и частников. Договариваетесь с ними. Или заранее звоните (81533) 3-49-50 Зубареву Евгению и заказываете нужное число машин с верхним багажником и с прицепом. В одну машину влезает 4 человека с вещами. Машина стоит 800 рублей.

Также можно добраться до Алакуртти на рейсовом автобусе, что выйдет дешевле, чем заказывать машины.  Автобус ходит вечером, около 17 часов, и не с привокзальной площади, а с соседнего проулка. Этот вариант удобен, если ваш маршрут начинается в Алакуртти и проходит по р. Тунтсайоки. Перед въездом в Алакуртти все машины останавливают на погранпосту, где проверяют документы. Очень удобно иметь с собой, кроме маршрутной книжки и паспортов, список группы с паспортными данными участников. Это ускоряет процедуру проверки.

 

Выход с маршрута.

 

Практически все группы завершают свой маршрут на правом берегу на деревянном причале, за 2 км до плотины. Туда же привозит группы и катер, который курсирует от Зареченска до Тумчи и обратно, собирая с туристов по 100-200 рублей за доставку.

Здесь ждут местные извозчики, легковая машина (4 человека с вещами) до Кандалакши стоит 800 рублей за машину. Мы согласились. И через 2 часа были в Кандалакше на вокзале.

 

            В Кандалакше проблем с билетами на поезд не наблюдалось. Мы купили в кассе билеты на поезд, который нас устраивал (№ 181), и пошли смотреть город. Достопримечательностей в Кандалакше немного.

Ночью в 237 сели в поезд и на следующий день в 12.05 были в Москве.

 

 

Аварийный сход с маршрута.

 

Несмотря на то, что с левого берега иногда подходят старые лесовозные дороги (на карте их нет совсем или они неточны), выход по ним затруднен. Движение по лесу еще более трудоемко. Реальный выход с реки находится через чуть более часа сплава после порога "Тесного". Ориентир: широкий перекат и сломанный лесовозный мост. По дороге слева от моста до п. Вуорвиярви 1,5 часа пешком.

 

 

Запасной вариант прохождения маршрута.

 

На случай непредвиденных обстоятельств, запасным вариантом  у нас рассматривался маршрут по р. Тунтсайоки: г. Кандалакша – п. Алакуртти – р. Тунтсайоки – р. Кутсайоки (с подъемом к порогу Водопадный) – р. Тумча - Иовское вдхр. – п. Зареченск – г. Кандалакша. Он классифицируется III категорией сложности.

Этот маршрут удобен тем, что позволяет оперативно и с малыми издержками (как материальными, так и моральными) поменять маршрут следования. И в то же время весьма интересен в спортивном плане.

 

 



Вверх.

График движения.

 

 

Дата

День пути

 

Основные участки похода

 

Км

Время в пути

Метео- условия

 

Прим.

28 07

1

г. Обнинск - г. Москва

105

2-00

ясно

э/поезд

29 07

2

г. Москва - г. Кандалакша

1785

31-00

ясно

поезд

30 07

3

г. Кандалакша - г. Алакуртти - оз. Пюхяярви

210

3-30

ясно

а/м

 

3

р. Онтонйоки - оз. Пюхяярви (левый приток)

2

0-30

ясно

катамаран

31 07

4

оз. Пюхяярви - р.“Карельский Башкаус”

10

4-10

ясно

катамаран

01 08

5

Р. “Карельский башкаус” - “Сомнительный” - “Муравей” - “БСТ”

9

6-30

ясно

катамаран

02 08

6

 “БСТ” - “Оба-На” - “Маманя” - “Тесный”

20

5-00

ясно

катамаран

03 08

7

“Тесный” - “Ступенька” - “Малый каньонный”

19

7-40

ясно

катамаран

04 08

8

 “Малый каньонный” - “Водопадный” - “3 протоки” - р. Тунтсайоки - “Котел”

25

7-30

ясно

катамаран

05 08

9

  Дневка

х

х-хх

дождь

ххх

06 08

10

“Котел” - р. Тумча - “Карниз” - “Каньонный”

18

4-00

пасмурно

катамаран

07 08

11

“Каньонный” - “Змея” - “Шляпа” - оз. Тумчаозеро

23

9-00

ясно

катамаран

08 08

12

оз. Тумчаозеро - Иовское вдхр. - п. Тумча - р. Кувжденьга - оз. Сушозеро

35

9-00

пасмурно

катамаран

09 08

13

оз. Сушозеро - г. Зареченск

20

5-00

дождь

катамаран

 

13

г. Зареченск - г. Кандалакша

120

2-00

дождь

а/м

10 08

14

г. Кандалакша - г. Москва

1785

34-00

пасмурно

поезд

11 08

15

г. Москва - г. Обнинск

105

2-30

пасмурно

э/поезд

 



Вверх.

Лоция маршрута.

Кутсайоки

 

Препятствие

№ преп. от начала

Время

 От пред. преп.

 

УВ прох.

 

КС

 

Ориентир

 

Осмотр

 

Описание и прохождение

 

Примечание

Озеро

 Пюхяярви.

-

0-00

4-40

-

-

-

Сплав по оз. Пюхяярви. Примерно через час после островка с шиверкой - впадение притока справа - так называемого “Карельского Башкауса”.

Есть комары и  места для стоянок.

Приток

 "Карельский

    Башкаус"

-

4-40

0-00

-

Впадение пенного притока справа.

-

От притока до порога “Сомнительный” прошли две небольших шиверки. На дереве слева попался автомобильный знак “Сужение дороги”.

Справа сразу у впадения "Карельского Башкауса" - стоянка.

Порог

 "Сомнительный"

1

0-30

2-30

4

На выходе из озера - шивера, через 5мин - еще одна, через 10мин от нее - "каменные ворота", затем сужение. На дереве слева - автомобильный знак "Прочие опасности" ("!"). Самого порога от места чалки не видно - он за углом.

Обязателен,

 ЛБ

Два последовательных мощных слива более  метра каждый, затем поворот и более мелкий и отлогий третий слив.

На дереве слева – автомобильный знак “Прочие опасности” ( ! )

После первого слива немного прижимает вправо к скале, а на входе в третий очень сильно тащит влево - лучше отдохнуть и развернуться в улове перед третьим сливом, а затем траверсировать струю под максимально острым углом.

Порог

   "Муравей"

2

0-10

2-00

3

На резком повороте влево - лесистый островок.

Обязателен,

 ЛБ

Горка, проход ближе к ЛБ, затем слив в сужении - проход по центру.

Прилично наваливает на правый берег.

 


Порог

   "БСТ"

3

0-10

1-00

4

Русло перегораживает гряда камней.

Обязателен,

 ПБ

Вход слева в слив, затем уход под ПБ - мелкая шивера. Под ЛБ - второй слив, затем третий очень косой и навал на камень "убийца". Катамараны успевают уходить вправо после первого или второго слива .

В большую воду открывается вход у ПБ.

Не нужно идти в третий слив! Плохо там... (см памятник на ЛБ).

Водопад

   "Оба-На"

4

0-05

1-00

5

Сразу за углом после "БСТ"

Обнос -

 ПБ.

В правой части - маловодный водопад ~6-7м, слева - мощный но мелкий водоскат под углом около 35градусов. Известны случаи прохождений кат-2 и каяков. При выходе из улова после обноса соблюдать осторожность - у берега наваливает на камни, а ближе к сливу есть места, где подсасывает в бочку.

Можно сплавить катамараны безе людей и вещей.

Водопад

   "Маманя"

 

5

0-05

2-00

н/п

Сразу за "Оба-На"

Обнос -

 ЛБ

Водопад ~20м высотой. Непроходим. Внизу есть стоянка. Около водопада влажно (водяная пыль).

Чалиться осторожно! Суда можно спускать на веревках по камням, в узком месте внизу навешивать перила.

Порог

   "Тесный"

 

6

0-45

1-00

4

Сильное скальное сужение русла. Река "кончается".

Обязателен,

 ПБ

Два узких слива с небольшим прижимом, затем уход от камней и "мышеловки". Лучше справа.

За 15 мин до порога - перекат. Есть тропа обноса и комариная стоянка. Даже в малую воду кат-2 пролезает в сливы!

Три шиверки

7-9

0-15

0-15

1

-

-

Первые две - мелкие, между ними журчит левый приток, третья - длинная, с поворотом

 

Четыре шиверки

10-13

0-50

0-20

1

После длинного прямого плеса

-

Первые две - короткие мелкие, затем - в двух протоках (справа глубже), затем - в трех (слева глубже)

Последняя заканчивается у остатков моста и дороги. Слева от третьей и четвертой шиверки неплохие места для стоянок.

Мощная шивера

14

0-30

0-10

2

На выходе из озерка, сужение, падение

Рекомендуется,

 ПБ.

 Страховка с воды.

Первая часть - мощная (валы, бочки, камни). Вторая - мелкая, с островом.

 

С берега мощность недооценивается. Рекомендуется просмотреть и выработать общую тактику прохождения. Позаботиться о взаимостраховке с воды.

Острова в русле

-

0-35

0-05

-

-

-

После шиверы еще несколько мелей и перекатиков, затем начинаются длинные спокойные плесы.

Прошли левой протокой.

Локальный порог

15

1-00

0-20

2

Перед правым поворотом, видно падение

Желателен для байдарок и т.п.,

 ПБ.

Слив сложной формы через всю реку.

-

 

Порог

   "Ступенька"

16

0-05

1-30

3

За углом после предыдущего. Видны каменные плиты у ПБ. Чалка перед плитами.

Обязателен,

 ПБ.

Шивера на входе, затем сложной формы система сливов с плиты, перегородившей реку ("ступеньки"). Выходы основных сливов перегорожены ниже камнями. Затем мощная длинная выходная шивера.

Катамараны шли разными путями, и все - успешно. Имеет смысл не разгружать - шивера очень длинная. Напротив главного слива - стоянка на ПБ.

Три шиверы

17-19

0-30

0-05

1-2

-

-

Три шиверы подряд. Две из них - мощные с солидным падением.

-

Порог

  "Струя" или

  "Малый Каньонный"

20

0-50

0-20

2

На левом повороте. Ускорение течения, сужение.

Желателен,

 ЛБ.

Три гряды в каньончике с мощной струей, чистые проходы первых двух - под ЛБ. Мощные валы.

После порога, за поворотом, есть стоянка на ЛБ

Перекат у моста

21

2-10

0-00

1

Разрушенный мост

-

-

От "Струи" плес с меандрами почти без течения.

Шивера

22

0-15

0-00

1

-

-

-

-

Локальный порог

23

0-20

0-00

1-2

-

-

-

-

Локальный порог

24

0-15

0-00

2

Сразу за предыдущим, видно падение

Для байдарок и т.п. - желателен. Катамаран - можно с воды.

Остров. Высокий кривой слив.

Правые протоки, кажется, получше.

Порог

  "Водопадный"

25

0-05

2-00

5

Правый поворот, река упирается в скалу ЛБ

Строго обязателен,

 ПБ,

 чалка ДО поворота.

4 ступени. 1ая - высокая длинная горка (h~8м, L>10м) пересеченная валами и бочками. Очень мощная вода. 2ая - мощная бочка в сужении. 3,4 - локальные высокие кривые мелкие сливы с плит, "за углом" относительно 1 и 2 ступеней. 3 ступень идется справа налево, 4 - ближе к ЛБ.

Есть стоянки: перед порогом, у 2-й и 3-й ступеней. 2-я ступень ходится отдельно. Можно кататься - обнос вверх короткий.

Порог

  "Лесенка"

26

0-30

0-10

2

Перекат, за ним - островок и поворот налево

Желателен для байдарок и т.п. 

 ЛБ.

Кривой слив, косой вал/бочка. На выходе уходили в левый слив.

За порогом на ПБ - лесенка к воде.

Порог

  "3 протоки"

27

0-20

0-10

2-3

Остров, шум.

Для байдарок и т.п. - очень желателен.

Несколько проток. Совсем правая - канализация для проводки (или в большую воду - для байдарок). В левой - слив хитрой формы, косая бочка и раздвоение опять на две протоки. В центре - опять все кривое, но воды побольше. Слева - попроще, помельче, но туда еще можно и не попасть.

Все очень мелко.

Река Тумча

-

0-20

0-00

-

Развилка

-

-

-

 

Тумча

 

 

Препятствие

№ преп. от начала

Время от пред. преп.

 

УВ прох.

 

КС

 

Ориентир

 

Осмотр

 

Описание и прохождение

 

Примечание

Река Кутсайоки

-

-

-

-

Развилка

-

Подъем вверх по течению.

-

Порог

   "Котел"

28

0-15

0-30

-

-

Обязателен,

 ЛБ.

Длина порога 100 м, перепад 2,5 м. Слив с гряды камней через все русло, высотой 1,5 м. Основная струя - вдоль левого берега. Под сливом - мощная косая бочка. Далее выходная шивера.

Проход у левого берега. В бочке катамаран сильно тормозит.

Река Кутсайоки

-

0-10

-

-

Развилка

-

-

-

Порог  "Ночной"

29

0-20

0-05

1

 

-

С ходу у ПБ

 

Порог

   "Карниз"

30

0-05

1-30

4

Каменный остров ближе к ЛБ.

Обязателен.

 С острова,

или ПБ.

Слева - слив с плит, на выходе камни. Правая делится на две: крутой широкий слив с пенным котлом справа и более пологий слив в центре, но с "косым" входом. Вторая ступень - сужение реки, валы.

Проходили правой протокой.

Слева над порогом хорошая стоянка.

Порог

   "Каньонный"

31

0-60

0-10

2

Высокие скальные стены

-

Валы. Можно с ходу

Просмотр и стоянка на ОЧЕНЬ высоком ЛБ.

Порог

   "Змея"

32

0-05

0-10

3

Сразу за левым поворотом

Желателен,

 ЛБ.

Струя петляет, валы. Начало можно просмотреть по ЛБ

До левого прижима - держаться правее, после - левее.

Порог

   "Шляпа"

33

0-15

1-00

4

За левым поворотом.

Обязателен,

 ЛБ.

Слив с бочкой и прижимом, крутой поворот на 180о и 2я ступень - сливы, бочки, чисто справа, но туда трудно зайти из-за поворота.

Интересный, требующий маневра порог. Просмотр по ЛБ. Пустой поселок лесорубов. Есть еще правая протока - две мощных бочки в узком ущелье - на любителя.

Пос.

   Зареченск

-

16-00

--

--

По карте и компасу.

---

Плесы, озера, острова, волна.

Очень вероятен встречный ветер.

Можно доехать на катере.

 



Вверх.

Итоги путешествия,

 выводы,

рекомендации.

 

Пройденный маршрут представляет большой интерес для сплава как на байдарках (каяках), так и на катамаранах (обычно с начала июля до середины августа по "большой" воде). Хотя в нашем варианте была средняя вода. Сложные препятствия (V к.с.) начинаются в самом начале маршрута и времени на постепенную подготовку к их прохождению нет. Данный маршрут требует хорошей технической подготовки, схоженности группы. Все основные пороги требуют предварительного осмотра перед прохождением, многие - обноса вещей. Необходимо помнить, что прохождение порога “Оба-На” весьма проблематично и очень сильно зависит от воды, а водопад “Маманя” безусловно обносится. При подготовке к маршруту необходимо запланировать дополнительно время на случай малой воды и, следовательно, большого объема ремонтных работ. Часть продуктов можно закупить в г. Кандалакша и пос. Алакуртти. На маршруте можно пополнить рацион питания за счет грибов, ягод, рыбы.

Из-за наличия частых обносов вещей, маршрут позволяет делать трехразовое питание с горячим обедом, не считая перекусы. Продукты удобнее всего еще в городе расфасовать по дням и распределить по дежурным, что позволяет оперативно приготовить еду в процессе осмотра и прохождения какого - либо препятствия.

Локальное расположение порогов позволяет брать с собой в поход  менее подготовленных участников, которые, в случае необходимости, преодолевают сложные препятствия по берегу.

Маршрут был пройден всеми участниками в установленные сроки безаварийно в условиях полной автономии. После прохождения маршрута в группе сложилось единодушное мнение, что р. Кутсайоки одна из самых  насыщенных и интересных рек Кольского полуострова.

 

 

 



Вверх.

Дополнительные сведения о походе.

 

Смета похода.

 

 

Вид

Назначение

На 1 чел.

На 13 чел.

расходов

 

руб.

руб.

 

 

 

 

Проезд

 

1549,1

19819,7

 

Обнинск - Москва

45,6

456 (10 чел.)

 

Метро

10,0

100 (10 чел)

 

Москва - Кандалакша

541,6

7040,8

 

Кандалакша - Кутсайоки

200,0

2600

 

Зареченск - Кандалакша

200,0

2600

 

Кандалакша - Москва

501,3

6516,9

 

Метро

5,0

50 (10 чел.)

 

Москва - Обнинск

45,6

456 (10 чел.)

 

 

 

 

 Снаряжение

 

356,4

4633,2

 

Катамараны

200,0

2600

 

Аптечка

50,0

650

 

Ремнабор

30,0

390

 

Фотопринадлежности

56,4

733

 

Рыболовное снаряжение

20,0

260

 

 

 

 

Питание

 

900,0

11700

 

 

 

 

Другое

 

50,0

650

 

 

 

 

        Итого по походу:

2855,5

36802,9

 

 

 

 

 

 

Список снаряжения.

 

 

Общественное снаряжение.

 

Катамаран

2

 

Маршрутка

1

Чалка

2

 

Карты, лоция

4

Весло (запасное)

4

 

Компас

3

Спасконец

2

 

Часы

4

Тент общий

1

 

 

 

Палатки

3

 

Аптечка

1

Тент костровой

1

 

 

 

Котлы

2

 

Ремнабор

1

Пила

2

 

 

 

Топоры

3

 

Рыболовные

3

Костр. набор

1

 

 

 

Половник

2

 

Гитара

1

Сковорода

1

 

 

 

Дощечка

1

 

Видео

1

Протвень

1

 

Фотоаппарат

2

 

Личные вещи.

 

Рюкзак

1

 

Паспорт

1

Коврик пенополевый

1

 

Билет

1

Гермомешок

1

 

Деньги по необходимости

 

Спальник

1

 

 

 

Шапочка лыж

1

 

Каска

1

Футболка

2

 

Спасжилет

1

или Водолазка шерст

 

 

Весло

1

Свитер

2

 

 

 

Штормовка, куртка

1

 

Сидушка

1

Накидка от дождя

1

 

10м. веревки

1

Нижнее белье

3

 

Спички в гермоупаковке

2

Штаны шерстяные

1

 

Свечка (фонарик)

1

Брюки

1

 

Миска-кружка-ложка-нож

1

Штаны ветровые

1

 

З.паста-мыло-полотенце

1

Носки х/б

3

 

Перчатки х/б

1

Носки шерстяные

3

 

Любимое лекарство

1

Ботинки, кроссовки

1

 

(крем д/рук)

 

Сапоги, ботинки

1

 

Москитница   (Аутан)

1

 

 

Содержание специального снаряжения.

 

 

Катамаран-4

 

Ремнабор

 

Аптечка

 

Наименование

К-во

 

Наименование

К-во

 

Наименование

К-во

Понтоны

2

 

Клей резинов.

200г.

 

Вата

50

Емкости

2

 

Клей "Момент"

50г.

 

Бинт стер. узкий

4

Клапана

2

 

Клей пластикат

50г.

 

Бинт стерильный широкий

3

Рама (метал.) шт.

13

 

Бензин

300г.

 

Бинт эластичный

1

Чалка 15м.

1

 

Шкурка

 

 

Пластырь бак.

20

Вязки  д/рамы

25

 

Ножницы

1

 

Марганцовка

1

Стропа д/понтонов

40

 

Скотч

2

 

Йод

1

Киперка (м)

25

 

Гвозди

20

 

Нашатырь

1

Весла

6

 

Пилка по мет.

1

 

Зеленка

1

Мешок - поддув

1

 

Пассатижи

2

 

Спирт

200

Сидушки

4

 

Напильник тр.

1

 

Линимент синтомицина

 1

Стремена

8

 

Брусок

1

 

Мазь Вишневского

 1

Вязки д/стремян

16

 

Проволока ал.

 

 

Анальгин

10

Веревка полиэтил.

 

 

Стропа (м)

25

 

Парацетамол

10

 

 

 

Серебрянка

0,5

 

Ципролет

20

 

 

 

 

Теза

0,5

 

Но-шпа

80

 

 

 

Булавки

10

 

Лейкоплатырь рулонный

2

 

 

 

Нитки х/б (ч/б)

2к.

 

Градусник в чех.

1

 

 

 

Нитки капр. кат.

90м.

 

Уголь активированный

100

 

 

 

Иглы большие

3

 

Левомицитин

20

 

 

 

Иглы швейные

3

 

Супрастин

20

 

 

 

Шило

1

 

Валидол

10

 

 

 

Пуговицы

15

 

Нитроглицерин

10

 

 

 

Резинка бельевая

10м.

 

Новокаин 2% (амп.)

5

 

 

 

 

 

 

Шприц 2мл.

10

 

 

 

 

 

 

Баралгин (амп.)

2

 

 

 

Расписание средств сообщения
по станции Кандалакша.

 

 

Поезда на Кандалакшу.

 

Поезда из Москвы.

 

 Поезд

из Москвы

в Кандалакше

время в пути

 16    Москва-Мурманск

00.28

06.48

30.20

 112  Москва-Мурманск

01.17

08.20

31.29

 134  Москва-Мурманск

16.05

00.05

32.00

 182  Москва-Мурманск

19.28

05.15

33.47

 

 

 

 

 

 

Расписание автобусов
с автовокзала Кандалакши.

 

Пункт назначения

Туда

Обратно

Дни следования

 

 

 

 

   Кандалакша - Алакуртти

17:00

7:00

еж

   Кандалакша - Ковдор

17:30

7:00

еж

   Кандалакша - Мончегорск

15:30

18:30

птн, вскр

   Кандалакша - Умба

7:55

11:00

еж

   Кандалакша - Белое Море

с интервалом в 1-2 часа

еж

   Кандалакша - Колвица

с интервалом в 1-2 часа

еж

   Кандалакша - Полярные Зори

с интервалом в 1-2 часа

еж

 

 

Расписание пригородных поездов по станции Кандалакша.

 

Пункт назначения

Отпр.

Приб.

Дни следования

 

 

 

 

  Кандалакша - Апатиты

 8:00

10:48

кр. вых и праздн. дней

  Кандалакша - Апатиты

15:30

17:44

кр. вых и праздн. дней

  Кандалакша - Ковдор

 9:05

12:31

ежедневно

  Кандалакша - Лоухи  м/п

 7:00

11:06

кр. воскр. и праздн. дней

  Кандалакша - Лоухи  м/п

17:00

20:35

кр. субб. и предпр. дней

 

 

 

 

  Апатиты - Кандалакша  р/п

 7:55

10:17

кр. вых и праздн. дней

  Апатиты - Кандалакша  пр

16:30

18:45

кр. вых и праздн. дней

  Ковдор - Кандалакша  пр

16:15

19:23

ежедневно

  Лоухи - Кандалакша   м/п

 7:15

10:58

кр. воскр. и праздн. дней

  Лоухи - Кандалакша   м/п

16:20

20:10

кр. воскр. и праздн. дней

  Оленегорск - Апатиты

15:39

17:37

нет данных

 

 



Вверх.

Список литературы.

 

 

1. Отчет о водном путешествии по Кольскому п-ву спортивного клуба “Волна”  г. Рязани  под руководством С.А.Молодцова, 1997 г.

 

2. Интернет-техописание по р.Кутсайоки М.А.Афанасенкова (http://www.afanas.ru,  afanas@postman.ru), 1999 г.

 

3. Интернет-отчет по р.Кутсайоки А.Руднева (alex@newcom.kiae.su), 1997 г.

 

4. Отчет о водном путешествии по р.Кутсайоки группы туристов Днепропетровской области под руководством Д.Аникина (dla@alex.mbrd.ru), 1995 г.

 

5. Ресурсы поверхностных вод СССР. Гидрометиздат,  Л., 1972 г.

 

6. Атлас железных дорог СССР. ГУГК, М., 1986 г.

 

7. Физическая карта Мурманской обл.           М 1 : 500000 (в 1см 5км).

 

8. Физические карты Северной Карелии.    М 1 : 200000 (в 1см 2км).

 

9. Физические карты Кольского п-ова.          М 1 : 200000 (в 1см 2км).

 

10. Материалы похода по р.Тумча  В.Н.Царева (tsvn@mailru.com), 1998 г.

 

11. Материалы похода по р.Кутсайоки  С.В.Богданова, г. Обнинск, 1999 г.

 

Обратно, на главную.
Hosted by uCoz